Что такое буллинг?
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв. Буллинг и травля — это синонимы, описывающие одно и то же явление.
Буллинг может встречаться в любых закрытых сообществах: в рабочих коллективах, в армии (дедовщина — это тоже вид буллинга). Также существует кибербуллинг, при котором травля происходит в интернете (часто — малознакомыми или анонимными агрессорами).
Но чаще всего — в школе. По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок в России так или иначе сталкивается с буллингом.
Школьный буллинг — одно из тяжелейших испытаний, которое может выпасть на долю ребёнка. У детей, страдающих от травли, снижается самооценка и успеваемость, появляются фобии, растёт и обостряется чувство собственной изоляции.
Специалисты задают себе вопрос — как возникает агрессия, и почему одни дети становятся зачинщиками травли, а другие — её жертвами? Об этом мы сегодня и поговорим.
По мнению практикующих психологов-педагогов, существует всего три основных причины, которые побуждают детей морально и физически атаковать других:
1. Внутренние тревоги и страхи, не поддающиеся контролю. Ребёнок пытается скрыть собственную уязвимость и комплексы, но боится показаться слабым. Поэтому он выбирает себе жертву и начинает отыгрываться на ней.
2. Агрессор сам переживал или продолжает переживать физическое и/или психологическое насилие со стороны значимых взрослых. Если ребёнка регулярно бьют и/или унижают, а затем оправдывают своё поведение, велик риск, что накопившаяся злоба выплеснется на окружающих (чаще всего — на более слабых детей).
3. Ребёнок не склонен к эмпатии и не умеет сопереживать другим. Часто самооценка таких детей зависит от мнения окружающих. Если унижение других детей позволит такому ребёнку сохранить достоинство и статус, он будет делать это регулярно.
По мнению специалистов, ни один ребёнок по-настоящему не защищён от травли. Но существует несколько основных причин, из-за которых вероятность оказаться жертвой выше, чем у остальных:
• Систематические унижения со стороны значимых взрослых. Ребёнок, привыкший к роли «груши для битья», с наибольшей вероятностью станет мишенью для издевательств.
• Любая инаковость. Внимание агрессора может привлечь всё, что угодно: отличия во внешности, речи, телосложении, материальном состоянии (буллингу подвергаются как дети из богатых, так и из бедных семей). Агрессор как бы транслирует: «Ты не такой, как мы, и тебя за это надо наказать».
• Острая неуверенность в себе. Любимая мишень агрессора — слабый, неуверенный в себе ребёнок, который не может дать сдачи.
• Заметные успехи в учёбе, высокий интеллект. Частая похвала и благосклонность учителей могут стать причиной жгучей зависти и агрессии со стороны других детей.
К сожалению, остановить травлю самостоятельно практически невозможно. Но при грамотной поддержке учителей и своевременном вмешательстве родителей ребёнок сможет пережить эту сложную ситуацию, избежав разрушительных последствий для психики.
Как выглядит буллинг в школе?
Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:
- Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
- Жертва — тот, на кого направлено насилие.
- Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.
Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:
- словесные оскорбления;
- используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
- отбирают или портят вещи жертвы;
- заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
- толкают жертву, кидают в неё предметы.
Чем буллинг отличается от конфликтов?
Три главных отличия:
- Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.
- Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссорятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговорками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».
- Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.
Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идиотом», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться с ним, — это уже буллинг.
Чем буллинг отличается от розыгрышей?
Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут выглядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:
- Розыгрыш — это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.
- Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалывается над вами, завтра — вы над ним), а буллинг — это односторонний процесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это был избит — это буллинг.
Что делать, если ваш ребёнок столкнулся с буллингом?
- Не закрывать глаза на проблему. Травля — это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».
- Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе, мы вместе со всем разберемся».
- Позвонить на горячую линию проекта «Травли.net», чтобы получить психологическую и юридическую поддержку.
- Собрать доказательства травли для подкрепления своей позиции (скриншоты оскорбительных сообщений, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в браузере и так далее).
- Подключить к решению проблемы классного руководителя, директора школы, школьного психолога, других родителей (как родителей пострадавших, так и родителей агрессора). По закону, в школе ученик имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия.
- Инициировать обсуждение проблемы, но без обвинений («Куда смотрят родители», «Куда смотрит школа»), а в спокойном и продуктивном ключе: проблема существует, что мы все можем сделать, чтобы её решить?
- Если школа не принимает мер — стоит написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Во всех официальных обращениях важно соблюдать последовательность и вежливость.
- Рассмотрите возможность перехода ребёнка в другой класс или другую школу.
Что делать, если вы или ваш ребёнок стали свидетелями травли?
Иногда родители предпочитают не заступаться за жертву травли и учат этому своих детей. Такая позиция формирует мнение, что насилие — это нормально и приемлемо. Но игнорирование не гарантирует безопасности свидетелям: травля будет повторяться, и следующей жертвой может стать наблюдатель.
Что поможет:
- Травля и насилие — это ненормально и недопустимо. Осознайте это сами и донесите до ребёнка. Отметьте моральную ценность такой позиции.
- Расскажите ему, что заступиться — это хороший поступок, который, вероятно, одобрят и поддержат одноклассники. Часто дети думают: «Что я могу? Я ничего не решаю». Это не так. Обычно в классе много тех, кто осуждает травлю, но боится сказать это вслух. Если ваш ребёнок выскажется открыто, скорее всего, к нему присоединятся другие.
- Пригласите других детей-наблюдателей и их родителей к диалогу и попробуйте вместе решить, как помочь классу в этой ситуации.
Что такое кибербуллинг
Кибербуллинг — это травля в интернете. Россия занимает первое место в мире по кибербуллингу.
Как и обычная травля, кибербуллинг организуется агрессорами, чтобы унизить жертву.
Формы кибербуллинга:
- Оскорбительные комментарии в социальных сетях жертвы.
- Распространение оскорбительных картинок и мемов с фотографией жертвы.
- Личные сообщения с оскорблениями или угрозами в социальных сетях, мессенджерах.
- Оскорбительные сообщения от имени жертвы в адрес других людей.
- Вымогательство, шантаж или угрозы опубликовать личные фотографии и видеозаписи.